Обжалование решений государственного органа, предоставляющего административные услуги в сфере лицензирования медицинской практикиСогласно действующему законодательству Украины, орган, который предоставляет административные услуги по выдаче (переоформлению) лицензий на медицинскую практику, - это Отдел контроля качества медицинских услуг и лицензирования Управления контроля качества медицинских услуг Министерства здравоохранения Украины. Если данный орган неправомерно (прим. что в настоящее время происходит довольно часто) отказал в выдаче лицензии или оставил заявление и документы без рассмотрения - не отчаивайтесь, так как существует действенный механизм обжалования таких действий. Право на обжалование решения государственного органа, предоставляющего административные услуги в сфере лицензирования медицинской практики В соответствии с разделом VI Стандарта предоставления административных услуг Министерством здравоохранения Украины по лицензированию хозяйственной деятельности по медицинской практике, утвержденного Приказом Минздрава Украины от 28.12.2011 N 986 (далее - Стандарт), определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении дынной услуги. Так, основаниями для принятия решения об отказе в выдаче лицензии являются: недостоверность данных в документах, представленных заявителем, для получения лицензии; несоответствие заявителя согласно поданным документам Лицензионным условиям. Заявление о выдаче лицензии остается без рассмотрения, если: заявление подано (подписано) лицом, не имеющим на это полномочий; документы оформлены с нарушением требований статьи 10 Закона. Статья 10 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» предусматривает перечень документов, которые подаются органу лицензирования для получения лицензии (далее - Закон о лицензировании). Это обязательно заявление установленного образца, а для отдельных видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, в частности медицинской практике, к заявлению о выдаче лицензии также должны прилагаться документы, исчерпывающий перечень которых установлен Постановлением КМУ от 4 июля 2001 г. № 756 (далее - Перечень). Согласно п. 2 указанного Перечня такими документами являются: 1) заверенная в установленном порядке копия заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, выданная по месту осуществления деятельности, о соответствии имеющихся помещений требованиям санитарных норм и правил относительно осуществления медицинской практики; 2) сведения за подписью заявителя-субъекта хозяйствования (по форме, установленной лицензионными условиями) о: состоянии материально-технической базы, необходимой для осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности; наличии нормативно-правовых документов, в том числе нормативных документов по стандартизации, необходимых для осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности; наличии персонала с указанием его образовательного и квалификационного уровня и стажа работы по специальности, необходимого для осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности. Органу лицензирования запрещается требовать от субъектов хозяйствования другие документы, не указанные в Законе о лицензировании, кроме документов, предусмотренных частью пятой статьи 10 данного нормативного акта. В соответствии с абзацами 7 статьи 11 Закона о лицензировании, решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в судебном порядке. Также право на обжалование решения об отказе в выдаче лицензии и/или оставление заявления без рассмотрения обоснованно и предусмотрено подпунктом 4.1.1. пункта 4.1 Стандарт. Так, для получателя государственной услуги по выдаче лицензии предусматриваются такие действия как обжалование решения органа об отказе в предоставлении государственной услуги в порядке, определенном Законом Украины «Об обращении граждан» или в судебном порядке. Также, согласно пункту 17.2. Стандарта в соответствии со статьей 7 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» субъекты хозяйствования могут обжаловать решение Органа лицензирования (прим. в данном случае - Минздрава Украины) в Экспертно-апелляционном совете (прим. при Госпредпринимательстве Украины). Таким образом, в случае несогласия с решением органа лицензирования, субъект хозяйствования имеет право обжаловать такое решение в Экспертно-апелляционном совете и / или в суде. Обжалование решений Минздрава Украины в Экспертно-апелляционном совете при Госпредпринимательства Согласно Постановлению КМУ «Об Экспертно-апелляционном совете при Государственной службе по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства» от 8 ноября 2000 г. N 1669 Экспертно-апелляционный совет (далее - Совет) рассматривает обращения (апелляции) в течение 20 рабочих дней с даты их регистрации в Госпредпринимательства. Предприятия и физические лица-предприниматели подают в Совет заявления, претензии или жалобы на решение Органов лицензирования о нарушении такими органами законодательства в сфере лицензирования в произвольной форме, а также документы, подтверждающие обоснованность изложенных оснований для апелляции. В случае поступления в Совет заявления, претензии или жалобы на решение Органа лицензирования Госпредпринимательство письменно сообщает в течение пяти рабочих дней Орган лицензирования и субъекта хозяйствования о принятии Советом к рассмотрению заявления, претензии или жалобы последнего. О непринятии к рассмотрению заявления, претензии или жалобы Госпредпринимательство письменно уведомляет субъекта хозяйствования с обязательным указанием оснований. Орган лицензирования обязан подать Госпредпринимательству течение пяти рабочих дней с даты получения уведомления подтверждающие документы, на основании которых принято решение, которое обжалуется апеллянтом. Рассмотрение заявлений, претензий или жалоб на решение о нарушении органами лицензирования законодательства в сфере лицензирования осуществляется Советом с обязательным приглашением субъекта хозяйствования или его представителей, а также и специалистов органа лицензирования. По результатам рассмотрения апелляций Советом принимаются решения, имеющие характер экспертных заключений. Решение Совета принимается большинством голосов его членов и оформляется протоколом, который подписывают председатель и секретарь Совета. Госпредпринимательство направляет в течение десяти рабочих дней со дня заседания Совета апеллянту выписку из протокола решения Совета. Решение Совета обязательны для рассмотрения Госпредпринимательства и является основанием для издания им предписания об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования. Госпредпринимательство направляет предписания об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования органу лицензирования в течение трех рабочих дней с даты его принятия. Орган лицензирования в течение десяти рабочих дней с даты получения распоряжения об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования обязан сообщить Госпредпринимательства о его выполнении и представить подтверждающие документы. Таким образом, если орган лицензирования принял решение об отказе в выдаче лицензии и / или оставлении заявления субъекта хозяйствования без рассмотрения, а он считает такое решение неправомерным, то у такого субъекта есть возможность воспользоваться правом, предусмотренным в Законе Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», а именно обжаловать решение органа лицензирования, путем подачи жалобы в Экспертно-апелляционный совет или обратиться в суд Обжалование решений и действий Минздрава в суде Согласно п. 1. Ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Украины (далее - КАСУ) дело административной юрисдикции (далее - административное дело) - это переданный на разрешение административного суда публично-правовой спор, в котором хотя бы одной из сторон является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное или должностное лицо или другой субъект, осуществляющий властные управленческие функции на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий. Таким образом, для решения вопросов об обжаловании решений Минздрава Украины в судебном порядке необходимо обращается в соответствующий административный суд. В данном случае это Окружной административный суд г. Киева. Согласно статье 99 КАСУ, если законом предусмотрена возможность досудебного порядка разрешения спора и истец воспользовался этим порядком, то для обращения в административный суд устанавливается месячный срок, исчисляемый со дня, когда истец узнал о решении субъекта властных полномочий по результатам рассмотрения его жалобы на решения, действия или бездеятельность субъекта властных полномочий. Таким образом, для предприятия устанавливается срок обращения в суд в 1 месяц с момента, когда ему стало известно о принятом органом лицензирования решения независимо от того решения об отказе в выдаче лицензии, оставление заявления без рассмотрения и/или решения Экспертно-апелляционного совета о неудовлетворении жалобы предприятия или ФЛП. В течение указанного срока субъект хозяйствования, который считает принятое органом лицензирования решения неправомерным, может обжаловать его в административный суд первой инстанции путем подачи иска. Суд открывает производство по административному делу на основании искового заявления, если отсутствуют основания для возвращения искового заявления, оставление его без рассмотрения или отказа в открытии производства по делу. Вопрос об открытии производства по административному делу судья обычно решает в течение трех дней со дня поступления искового заявления в административный суд или окончания срока, установленного для устранения недостатков искового заявления, в случае оставления искового заявления без движения и не позднее следующего дня со дня получения судом в порядке, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, информации о месте жительства (пребывания) физического лица. Копия постановления об открытии производства по административному делу безотлагательно, после вынесения постановления, направляется лицам, участвующим в деле, вместе с выпиской об их процессуальные права и обязанности, установленные статьями 49, 51 КАСУ. Административное дело должно быть рассмотрено и решено в течение разумного срока, но не более месяца со дня открытия производства по делу, если иное не установлено КАСУ. Судебное разбирательство административного дела осуществляется в судебном заседании с вызовом лиц, участвующих в деле, по окончании подготовительного производства. При решении дела по существу суд может удовлетворить административный иск полностью или частично или отказать в его удовлетворении полностью или частично. В случае удовлетворения административного иска суд может принять постановление о признании противоправными решения субъекта властных полномочий или отдельных его положений, действий или бездействия и об отмене или признании недействующим решения или отдельных его положений, о повороте исполнения этого решения или отдельных его положений с указанием способа его осуществления. Таким образом, решения органа лицензирования может быть отменено и обжаловании в судебном порядке. Читайте также Получение лицензии на медицинскую практикуОбщие рекомендации по подготовке к проверке Лицензионных условий по осуществлению хозяйственной деятельности по медицинской практикеКлинические протоколы и руководстваАккредитация медицинских учреждений: особенности проведения и подготовкиОбработка персональных данных физических лицОформление Сведений о состоянии материально-технической базы (МТБ) для осуществления медицинской практикиПлата (госпошлина) за получение лицензии и другие лицензионные процедурыЛицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоровРазрешение конфликтов и споров. МедиацияУГОЛОК (ПАПКА) ПОТРЕБИТЕЛЯ В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ: рекомендации по оформлению (обновлено, по состоянию на 25 января 2013 года)
|