Обработка персональных данных физических лиц
В последнее время тема использования и защиты персональных данных физических лиц приобрела особую актуальность. Как известно, не так давно Украина ратифицировала Конвенцию Совета Европы о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных и Дополнительный протокол к этой Конвенции относительно органов надзора и трансграничных потоков данных. Выполняя принятые обязательства, с целью адаптации украинского законодательства к международным нормам, 1 июня 2010 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О защите персональных данных» № 2297-VI (далее – Закон № 2297-VI). Данный Закон вступил в силу с 1 января 2011 года и практически с этого момента стали формироваться государственные органы, которые уполномочены осуществлять регистрационные процедуры и контроль в данной сфере. В настоящий момент такие полномочия получила Государственная служба Украины по вопросам защиты персональных данных (далее – Служба). К функциям Службы относятся регистрация баз персональных данных, ведение Государственного реестра баз персональных данных, а также контроль в данной сфере. С начала июля 2011 года Служба начала активную деятельность. Базы персональных данных физических лиц в медицинских и оздоровительных учреждениях, аптеках и салонах красоты, гостиниц, а также других субъектов хозяйствования В соответствии с действующим законодательством персональными данными является любая информация о физическом лице, которая позволяет его идентифицировать, в частности об: имени, дате и месте рождения, месте работы и проживания, образовании и т.д. Персональными данными также могут быть сведения о: национальности, образовании, семейном положении, религиозности, состоянии здоровья и др. Кроме того, согласно решению Конституционного Суда Украины от 30 октября 1997 № 5-зп к персональным данным также относятся данные об имущественном состоянии и медицинская информация (информация о состоянии здоровья, в т.ч. из истории болезни). В соответствии с Законом № 2297-VI объектами защиты являются лишь те персональные данные, которые обрабатываются и вносятся в базу персональных данных. Статьей 2 указанного Закона определено, что база персональных данных — это именуемая совокупность упорядоченных персональных данных в электронном виде и/или в виде картотек персональных данных. Поэтому базы пациентов и медицинские карточки последних в медицинских и оздоровительных учреждениях и у частнопрактикующих врачей, базы и карточки клиентов салонов красоты, аптек и иные подобные клиентские базы других субъектов хозяйствования являются базами персональных данных. Причем, следует отметить, что как минимум одна база персональных данных физических лиц есть у каждого работодателя. Это база наемных работников, которая формируется при оформлении их кадровых дел. Говоря о базах персональных данных, возникает вопрос о том, из какого минимального количества лиц может состоять База персональных данных. Отвечая на этот вопрос необходимо учитывать два важных момента. Во-первых, база персональных данных – это совокупность сведений о физических лицах. То есть, формально это могут быть сведения даже о двух физических лицах. Во-вторых, персональные данные даже одного физического лица уже должны охраняться. Поэтому специалисты Службы советуют регистрировать Базы персональных данных, начиная с появления первого лица в этой базе. В ближайшее время планируется внести изменения в Закон № 2297-VI, в соответствии с которыми юридические лица и физические лица–предприниматели должны будут регистрировать Базы персональных данных еще до создания такой базы и внесения первых данных. Баз персональных данных на одном предприятии или в организации может быть несколько. Нередко одни и те же данные дублируются в электронном и бумажном виде (например, картотека). Однако, если цель обработки сведений, которые обрабатываются в электронном виде и в виде картотек, одна и та же, то это и будет одна база данных. Просто способ обработки данных в данном случае смешанный. Владельцами базы персональных данных являются физические или юридические лица, которым законом или по согласию субъекта персональных данных предоставлено право на обработку этих данных, которое утверждает цель обработки данных в этой базе данных, устанавливает состав этих данных и процедуры их обработки, если иное не установлено Законом. В соответствии с Законом № 2297-VI все субъекты, которые обрабатывают, вносят в базы или используют персональные данные физических лиц, должны регистрировать такие базы персональных данных в установленном законом порядке. Процедура регистрации базы персональных данных Существующая сегодня процедура регистрации баз персональных данных не предполагает передачу в специально уполномоченный государственный орган (Службу) персональных данных физических лиц, которые были переданы последними тем или иным предприятиям, организациям или физическим лицам. Фактически в Службу передаются лишь общие данные о такой базе (картотеке) в частности информация о: цели сбора информации, предполагаемом количестве лиц, которые предоставили (или могут предоставить в будущем) такую информацию, каким образом персональная информация будет храниться, может ли она передаваться третьим лицам и др. Такие сведения указываются в заявлении установленного образца. Форма такого заявления предполагает довольно подробную информацию не только о самой базе, но и о лицах, ответственных за сбор, обработку, хранение и выдачу таких данных. Зарегистрировать базу персональных данных можно как лично, так и через представителя (документы необходимо подавать непосредственно в Службу, которая находиться в г. Киеве). На первый взгляд, процедура не сложная, однако уже сегодня около 20% заявителей уже получили отказ в регистрации баз персональных данных. Отправка заявлений на регистрацию БПД возможна и по почте, в т.ч. заказным письмом. Государственный контроль над соблюдением норм законодательства о защите персональных данных В соответствии с Законом № 2297-VI специально уполномоченным государственным органом по вопросам защиты персональных данных физических лиц является именно Государственная служба Украины по вопросам защиты персональных данных. Указом Президента Украины от 6 апреля 2011 года № 390/2011 было утверждено Положение о Государственной службе Украины по вопросам защиты персональных данных (далее — Положение). В соответствии с Положением деятельность Службы направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через министра юстиции Украины. Как уже упоминалось, в число полномочий Службы входит и контроль над соблюдением требований соответствующего законодательства по защите персональных данных. В составе Службы уже действует Отдел контроля над соблюдением законодательства о защите персональных данных (далее – Отдел контроля). Это подразделение уполномочено проводить плановые и внеплановые проверки предприятий, организаций, физических лиц-предпринимателей и по их результатами давать предписания об устранении нарушений, а также налагать штрафные санкции на нарушителей. С 1 июля 2012 года полномочия у Отдела контроля существенно расширены, а к нарушителям будут применяться санкции как административного, так и уголовного характера. Юридическая ответственность за нарушения законодательства в сфере защиты персональных данных Какое же наказание ожидает нарушителей законодательства о защите персональных данных физических лиц? Ответ на этот вопрос указан в Законе Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных» от 02.06.2011 г. № 3454-VI. Данный закон установил довольно серьезные санкции административной и уголовной ответственности, которые указаны в новых статьях Кодекса Украины об административных правонарушениях (188-39 и 188-40 КоАП) и в измененной ст. 182 Уголовного кодекса Украины (далее – УК Украины). 13 января 2012 года Верховной Радой Украины был принят новый Закон, которым вступление в силу норм об ответсвенности за нарушение законодательства о защите персональных данных было перенесено на 1 июля 2012. С этой даты в Украине уже применяются санкции за правонарушения и преступления, связанные с персональными данными физических лиц. В соответствии со ст. 188-39 КоАП несообщение или несвоевременное сообщение субъекту персональных данных об его правах в связи с включением его персональных данных в базу персональных данных, или цели сбора этих данных и лиц, которым эти данные передаются, – влекут за собой наложение штрафа на должностные лица, граждан-субъектов предпринимательской деятельности – от трехсот до четырехсот (от 5100 грн. до 6800 грн.) необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ). То есть, физическое лицо должно ОБЯЗАТЕЛЬНО подписать письменное согласие на включение обработку его данных в базу. Причем в медучреждении или салоне это касается не только пациентов (клиентов), но и нанятых сотрудников предприятия, организации или физического лица-предпринимателя, если они трудоустроены после 1 января 2011 года. Уклонение от государственной регистрации базы персональных данных – влечет за собой наложение штрафа на должностные лица, граждан-субъектов предпринимательской деятельности – от пятисот до тысячи НМДГ (от 8500 до 17000 грн.). Несоблюдение установленного законодательством порядка защиты персональных данных в базе персональных данных, которое привело к незаконному доступу к ним, влечет за собой наложение штрафа от трехсот до тысячи НМДГ (от 5100 до 17000 грн.). Статья 182 УК Украины предусматривает уголовную ответственность, в т.ч. санкции в виде ограничения или лишения свободы за незаконный сбор, хранение, использование, уничтожение, распространение конфиденциальной информации о личности. Учитывая столь серьезные санкции субъектам хозяйствования всех форм собственности рекомендуется обязательно зарегистрировать базы персональных данных. Причем следует помнить, что на предприятии может быть несколько таких баз. Как правильно организовать работу с персональными данными физических лиц на предприятии или в организации Если на предприятии или в организации собираются и обрабатываются персональные данные физических лиц, то они обязаны соблюдать требования, указанные в Законе № 2297-VI. Для этого необходимо не только зарегистрировать базу персональных данных. Еще до регистрации базы необходимо установить цель обработки входящих в нее данных, назначить ответственное лицо, на которое возложить обязанности относительно обеспечения защиты персональных данных, обеспечить получение в письменной форме согласия от физических лиц на обработку их персональных данных. Пока нормативно четко не установлены требования к таким процедурам, каждый субъект самостоятельно определяет, что именно нужно сделать для того, чтобы привести свои базы персональных данных в соответствие с действующим законодательством. Статья 24 Закона № 2297-VI определяет, что государство гарантирует защиту персональных данных. Все субъекты правоотношений, связанных с персональными данными, обязаны обеспечить защиту таких данных от незаконной обработки, и также от незаконного доступа к ним. Причем обеспечение защиты таких данных в базе персональных данных полагается на владельца этой базы. Специалисты Службы для обеспечения защиты на предприятии (в организации) персональных данных рекомендуют оформить ряд документов, в частности таких как: Положение о базах персональных данных, Приказ о создании Базы персональных данных, Приказ о назначении ответственного лица, Должностную инструкцию ответственного лица, Положение о конфиденциальной информации, Соглашение о неразглашении конфиденциальной информации и др. Если Вам необходима помощь по оформлению и подаче заявления о регистрации Баз персональных данных, разработке пакета необходимых документов по их защите или Вы хотите получить квалифицированную консультацию, – обращайтесь к специалистам ЮК "Центра медицинского и фармацевтического права". Тел.: +380 50 691 85 76; + 380 (44) 585 06 31 - Центральный офис в Киеве Если вы не смогли дозвониться, заполните, пожалуйста, форму обратной связи:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! ЮК "Центр медицинского и фармацевтического права" НЕ ЯВЛЯЕТСЯ подразделением или представителем Государственной службы Украины по вопросам защиты персональных данных или связанным каким-либо способом с нею лицом! Мы предлагаем платные юридические услуги по правильному оформлению и подаче заявления на регистрацию БПД и консультации. Поэтому мы не берем на себя обязательства по ускорению получения бланка Свидетельства о регистрации БПД! К СВЕДЕНИЮ! В 5 номере журнала «Медицинская практика: организационные и правовые аспекты» было напечатано эксклюзивное интервью с Председателем Государственной службы Украины по вопросам защиты персональных данных Алексеем Мервинским, в котором рассказано об основных положениях Закона № 2297-VI и особенностях деятельности органа, который он возглавляет. В настоящее время Государственная служба в связи с огромным количеством поданных заявок значительно задерживает сроки оформления Свидетельств. Пока еще не выданы Свидетельства по заявкам, поданным в декабре 2011 г. Читайте также Получение лицензии на медицинскую практикуОбжалование решений государственного органа, предоставляющего административные услуги в сфере лицензирования медицинской практикиОбщие рекомендации по подготовке к проверке Лицензионных условий по осуществлению хозяйственной деятельности по медицинской практикеКлинические протоколы и руководстваАккредитация медицинских учреждений: особенности проведения и подготовкиОформление Сведений о состоянии материально-технической базы (МТБ) для осуществления медицинской практикиПлата (госпошлина) за получение лицензии и другие лицензионные процедурыЛицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоровРазрешение конфликтов и споров. МедиацияУГОЛОК (ПАПКА) ПОТРЕБИТЕЛЯ В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ: рекомендации по оформлению (обновлено, по состоянию на 25 января 2013 года)
|