Медицинский кодекс УкраиныСпециалисты нашего Центра работают над проектом Медицинского кодекса Украины уже довольно давно. Несколько вариантов, которые были разработаны в Центре, были прелдставлены на обсуждение медицинской и юридической общественности. Как известно, действующее законодательство Украины в сфере здравоохранения характеризуется значительной нестабильностью и декларативностью. Не один десяток нормативных актов и имеющих явно вневедомственный характер даже не зарегистрирован в Минюсте Украины. Принятые еще вначале 90-х годов прошлого века нормативные акты уже давно не соответствуют реалиям сегодняшнего дня, а постоянные их изменения и дополнения кардинально не улучшат этот своеобразный «тришкин кафтан». Такое положение вещей снижает эффективность правового регулирования и затрудняет правоприменительную деятельность в данной сфере деятельности. Еще в 1995 году было высказано мнение о необходимости разработать единый кодифицированный акт – Медицинский Кодекс. Однако из-за крайне скептического отношения к отрасли медицинского права юристов «старой школы» данная идея длительный период оставалась в «подвешенном состоянии». Требовалось фундаментальное теоретическое обоснование концепции Кодекса, а самое главное – важнейших институтов и понятий сферы самого медицинского права. Игнорирование решения теоретической проблемы привело к тому, что все разработанные проекты Медицинского кодекса так и не получили поддержки законодателей и юристов. Учтя ошибки предшественников и выбрав более благоприятный момент для реализации данной идеи, специалисты ЮК "Центра медицинского и фармацевтического права" готовы предложить абсолютно новый нормативный продукт, который позволит: объединить основные нормы, регулирующие весь комплекс правоотношений в сфере медицинского обслуживания населения; раскрыть содержание конституционного права на медицинскую помощь; закрепить единые принципы правового регулирования рассматриваемых отношений, определить субъектов и их компетенцию по вопросам правового регулирования указанных правоотношений; ограничить законодательную базу, а также определить иерархию и соотношение нормативных актов, систему связей с иными отраслями права и законодательства, действие и область применения международных норм; сформировать структуру органов государственного управления здравоохранением и процедуру обжалования их действий; определить источники и механизм финансирования сферы охраны здоровья; установить правовые режимы отдельных видов медицинской деятельности; определить механизм юридической ответственности за причинение вреда жизни или здоровью в связи с проведением медицинских вмешательств и многое другое.
По нашему мнению, Медицинский кодекс обязательно должен содержать порядок и процедуру рассмотрения конфликтных ситуаций с пациентами, независимую экспертизу качества медицинской помощи и услуг, возможность компенсации причиненного ущерба в досудебном порядке, тарифы такой компенсации. Важным также является четкое закрепление порядка получения информированного добровольного согласия пациента и форму его закрепления. Все разделы Медицинского кодекса должны быть согласованы и полностью соответствовать другим отраслям права и законодательным актам. Разработчиками учтены перспективные нормы законодательства ряда зарубежных стран, в частности Швеции (доктрина «открытой раны», полномочия Страхового консорциума и др.), Великобритании (специализированное судопроизводство, тарифная система возмещения ущерба здоровью), Австралии (институт относительной ответственности), Венгрии (очередность и полномочия законных представителей пациента), Франции (формы фиксации информированного согласия пациента), Германии (протокол информирования) и некоторых других. Поэтому создание Кодекса – это длительная, кропотливая, но очень интересная и важная работа. Приглашаем единомышленников принять участие в обсуждении подготовленного нами проекта. Читайте также Программа поддержки страхования профессиональной ответственности в сфере медицинской деятельности
|